Михаил Курочкин: «Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле»

22 сентября 2017 года Управление культуры и молодежной политики города Сарапула и Музей истории и культуры Среднего Прикамья в рамках ежегодного городского фестиваля «ГОРОД НАДЕЖДЫ» приуроченного к именинам Надежды Андреевны Дуровой – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, провели открытый научно-практический форум «Прикамское Собрание».
На форуме Михаил Валентинович Курочкин, доцент Кафедры компьютерных технологий Института искусств и дизайна ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» обнародовал последние материалы исследований по архитектурному наследию, планы и чертежи Вознесенского кафедрального собора подводящие итоги 20 лет архивных изысканий: «Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле». 

Курочкин Михаил Валентинович
Kurochkin Michael Valentine
Доцент кафедры Компьютерных технологий
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Associate professor of department of Computer technologies of FGBOU VO the «Udmurtskiy state university»

Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле
Archival research of the ascension Cathedral in the town of Sarapul

 

В статье впервые рассматриваются бесспорные факты, связанные с  историей архитектуры здания Вознесенского собора в Сарапуле. Развернуты точные данные по размерам собора. Материал адресован органам охраны объектов культурного наследия, архитектуры и градостроительства, научным работникам, архитекторам, градостроителям и всем заинтересованным в сохранении исторических поселений и историко-культурного наследия России.

 The paper first discusses the indisputable facts connected with the history of the building ascension Cathedral in Sarapul. Deployed accurate data on the size of the Cathedral. Material is addressed the organs of guard of objects of cultural legacy, architecture and town-planning, to the research workers, architects, town-planners and all interested in the maintenances of historical settlements and istoriko-kul’turnogo legacy of Russia.

 Ключевые слова: архитектура, стиль, собор, реконструкция, проект
Keywords: architecture, style, cathedral, reconstruction, project

Презентация к докладу Михаила Курочкина Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле

«Наружные стены собора, вследствие отпадения в некоторых местах штукатурки и уничтожения краски, железная крыша, купала, и главы на соборе пришли в такую ветхость,  что не соответствуют благолепию храма и требуют немедленной ремонтировке.  Сверх сего настоит нужда в перестройке купола и крыши колокольни, так как существующая крыша сделана неудовлетворительно и самый вид колокольни не может способствовать благоукрашению храма» [6] (1889г). Так начиналась длительная и, увы, незавершенная история реконструкции кафедрального собора города Сарапула. История, оставившая целый шлейф документов, идей и проектов. История, оставившая самый интересный документ – графический чертеж и план Вознесенского собора.
Вознесенский собор в Сарапуле – утраченный памятник архитектуры Прикамья сер.XVIII–нач.XXвв. Объемно-пространственная композиция, пропорции и художественное убранство после утраты оставались загадкой для исследователей архитектурного наследия Вятской губернии и Удмуртии. Периодические археологические исследования центральной площади города носили фрагментарный характер и были направлены на иные цели. Таким образом, основным источником данных по архитектуре здания стали архивные источники. Ключевым стало дело о реконструкции собора в 1898г. [4] по проекту Вятского губернского архитектора И.А.Чарушина. Исследование архивного источника позволило достоверно восстановить план храма и систему измерений здания.
Первая вознесенская церковь стала основной архитектурной доминантой образованного села на берегах реки Камы. История храма напрямую связана с поселением, ставшим основой будущего города Сарапула. В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви. В Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная соборная церковь, сгоревшая в ночь на 9 июня 1776г. 2 июля 1776г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием выдана храмозданная грамота №1555 на строительство небольшой деревянной церкви. Однако в 1777г. на Соборной площади приступили к строительству каменного собора. Главный престол освящен 16 марта 1785г.[1]
Здание Вознесенского собора возвышалось на небольшом плато прямоугольной формы, в историческом ядре Сарапула.
Осуществление регулярного плана Сарапула 1794г. архитектором Ф.М.Росляковым положило начало Вознесенской площади в границах, дошедших до наших дней. Полная реконструкция имеющегося города по Гипподамовой системе — предусматривала пересекающиеся под прямым углом улицы и равные прямоугольным кварталам площади. Таким образом, в Сарапуле была заложена прямоугольная в плане центральная площадь вокруг Вознесенского собора. Рельеф площади с периферийным дифферентом в сторону реки Камы и ровным плато «Крепостной горы» в центре определил застройку. Периметр был застроен первыми одноэтажными торговыми рядами. Все они были выдержаны в стиле раннего классицизма.
Прямоугольная в плане, площадь располагалась между Вятской улицей и набережной реки Камы, на нее были ориентированы главные фасады застройки южной границы и северной границы, а также стеновая застройка улицы Раскольникова (Вятской).  Оба комплекса в плане имели форму вытянутых прямоугольников, застроенных по периметру деревянными одноэтажными зданиями.
Северный периметр был изначально застроен домами городских обывателей и купцов.
Основной кубический объем собора с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида понижена до уровня первого света четверика и объединена одной горизонталью, опоясывающего их карниза. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделены карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон  четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами, завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых.

Длина апсиды = 7,4 м;
Ширина апсиды = 9,5 м.
Высота четверика (по нулевой отметке) = 15 м;
Длина четверика = 15 м;
Ширина четверика = 13 м;
Толщина стен четверика = 1,7 м.

На месте снесенной до основания старой трапезы 14 марта1802г. [2] заложена новая трапезная по проекту Ф.М.Рослякова,  и престолы которой освящены в 20 сентября 1802г. [3]. Прямоугольный в плане объем под многоскатной кровлей возведен на один уровень с апсидой. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над поемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.

Длина трапезной = 21 м;
Ширина трапезной = 20 м;
Толщина стен трапезной = 1,4 м;
Высота трапезной (по нулевой отметке) = 6,5 м.

***

С запада примыкает колокольня, состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус покоится на массивном основании. Позднее к нему были пристроены боковые палатки. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с изящным изгибом кровли. Представительные фасады колокольни, целиком выдержанны в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов.
Убранство фасадов колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф.М.Рослякова.

Длина основания колокольни = 8 м;
Ширина основания колокольни = 8 м;
Высота основания колокольни (по нулевой отметке) = 8,5 м;
Высота первого яруса колокольни = 8,5 м;
Высота второго яруса колокольни = 5,8 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, до 1901г.) = 39 м;
Высота третьего яруса колокольни = 6,4 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, после 1901г.) = 45,5 м;
Толщины стен колокольни = 1,5…2,5 м;
Толщина стены южной примыкающей к колокольне палатки (после 1902г.) = 1,27м.

Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида – коробовым сводом с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.
Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг.
Общая длина Вознесенского собора (с погрешностью толщины стен) = 50м;
Общая ширина Вознесенского собора = 20м.
В 1896г. на собрании Сарапульского Вознесенского братства был поднят вопрос о расширении здания Вознесенского собора и высказано, что «существующий храм в настоящем его виде, маловместителен, почему во время воскресных и праздничных богослужений, особенно Архиерейских, не может вместить всех желающих»[7, л.5].

И.А.Чаруши предлагает два варианта нового собора в городе Сарапуле Византийского стиля и в Русской стилистике.

Проект собора в византийском стиле

Здание проектировалось для строительства на месте старого, обветшавшего Вознесенского собора в Сарапуле. Проект разработан Вятским губернским инженером и архитектором И.А.Чарушиным.
Собор выдержан стилевым единством архитектуры в византийских традициях. Здание предполагалось возвести из кирпича с облицовкой кафелем в два цвета. Должен был играть важную и доминирующую роль в окружающей застройке.
Собор относиться к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Её кубический двусветный основной объем завершен крупными шлемовидными главами на барабанах. Средний барабан световой. На всех фасадах объемную композицию развивают ризалиты с лучковыми завершениями. Выступающие объемы ризалитов придают храму кресчатую форму. На осях храма расположены крыльца входов и граненая апсида с арочными проемами.
Сильно вытянутые по вертикали окна сгруппированы на фасадах по одному и по пять. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, зубчики, пояски многоступенчатые карнизы. Внутри большое и открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основано на пересечении двух арок огромного пролета.

Проект собора в русском стиле

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентировано на формы архитектуры Покровского собора, на Красной площади в Москве (Храм Василия Блаженного), очень своеобразно варьирует тип соборного, шатрового и многоглавого храма. Собор должен был занять господствующее положение в силуэте города. Здание воплощено в Ижевске 1897 – 1907гг. по проекту губернского архитектора И.А.Чарушина [5]. В архитектуре храма была развита и доведена до композиционного завершения объемно-пространственная модель, разработанная Р.Р.Марфельдом и воплощенная в Александро-Невском соборе города Баку (1888г.).
Здание возведено в духе украинской храмовой архитектуры и декоративным московским убранством XVIIв. Ядром здания служит крупный восьмерик, на половине высоты, которого срезаны углы, в результате чего верхние ярусы  представляют собой правильные шестнадцатигранники. Над закомарным завершением верхнего зауженного шестнадцатигранника возвышается крупный вытянутый шатер с главкой на ножке с перехватом. Развитый в плане крест усилен крупными объемами вытянутых четвериков завершенных, поверх кокошников, барабанами с луковичными главами. Диагонали креста поддержаны высокими восьмериками ярусных высоких шатровых колоколен. Каменные ступени ведут через рундук к широкой опоясывающей галерее с арочными проемами на бочках поддерживающих колонок. Арочные окна боковых четвериков и их световых барабанов, прямоугольные проемы центрального барабана обрамлены колончатыми наличниками с центровыми перемычками и развитыми килевидными очельями. Углы основных объёмов и полуярус шестнадцатигранника отмечены перспективными ширинками. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниши разных конфигураций, бусины, наборные ступенчатые с язычками и зубчиками профилированные карнизы.
Внутри, центральное помещение (в плане квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В них открываются паперть, боковые приделы и алтарь – крупные помещения, которых перекрыты подпружными арками несущими барабан.
18 июля 1897г. Сарапульское Вознесенское братство сообщает, Что «предполагаемая постройка нового собора в г. Сарапуле не может скоро осуществляться за неимением средств на сей предмет, а также и потому, что Строительный комитет не избрал еще ни места, ни плана для нового собора. Предложение комитета о том, чтобы сломать существующий собор до основания и на семь месте построить новый собор – девали исполнено, так как почти все граждане г. Сарапула положительно не желают этого. Таким образом, постройка нового собора оттягивается на неопределенное и продолжительное время» [7, л.5об].
«Применительно к сему в настоящее время составлен план на расширение только холодного храма. В сей момент предполагается работа в следующем: с северной и южной сторон сделать боковые пристройки с помещением двух придельных алтарей в ряд. Перенеся существующие ныне в теплом храме два алтаря в холодный, собор примет вид обширного храма, без разделения на теплый и холодный».
Таким образом, проект реконструкции 1897-1898гг. предусматривал укрепление конструкции, полное изменение внешнего облика здания, комплексное изменение и расширение планировочной структуры четверика. Полностью реконструировалась планировка подвалов с установкой калориферов. Надстраивалась трапезная продольным фонарем. Третьим ярусом звона надстраивалась колокольня. В результате изменении и расширении планировочной структуры четверика по периметру трех сторон (северной, восточной и южной) пристраивались двусветные приделы с алтарями, в результате чего утрачивалась старая апсида. К колокольне примыкает открытая сень.
Прямоугольный в плане объем образован конструкцией старого четверика завершенного пятиглавием на кокошниках, двусветными приделами (на три оси) с пониженными до первого яруса прямоугольными апсидами. К центральному приделу примыкает полуциркульная апсида.
Фасадная пластика приделов чрезвычайно насыщена и характерна для архитектурной палитры И.А.Чарушина. Декоративное убранство фасадов наполняют ширинки различной конфигурации, лопатки и пилястры, наборные наличники, кокошники различной конфигурации, наборные карнизы и т.д. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки, которые планировал вмонтировать в дверные и оконные проемы архитектор. Продольный фонарь трапезной решен созвучием ряда узких арочных проёмов, полуколонок в простенках на которые опираются архивольты. Ризалиты трапезной подвышены килевидными  двойными кокошниками.
Третий четверик колокольни приподнят широким поясом из ширинок и завершен восьмериковым шатром на кокошниках у основания и главкой на глухой шейке [4].
Проект реконструкции Вознесенского собора не был реализован полностью. К 1902г. «по разрешению от 20 июня 1901г. за №904 надстроен был верхний ярус колокольни подрядчиком Максимом Егоровым Назаровым. В настоящее время колокольня оштукатурена и выстроен в северо-западном углу ограды склад для свечной торговли и хранения соборного имущества. Завершено строительство главной паперти, канцелярии и архива собора» [7, л л.20-20об]. В деле сказано, что «за 100 лет трапезная сильно обветшала и пошла трещинами, и поэтому строительные работы пришлось приостановить для сбора необходимой суммы» [7, л.14].
Таким образом, тщательное исследование архивных источников позволило  обоснованное получить два достаточно достоверных плана собора: чертежный план подвальных помещений и чертежный план первого этажа. Полевые натурные исследования могут дать много ценного материала по архитектуре собора и помогут восстановить его первоначальный облик.
Автор благодарит Николая Леонидовича Решетникова — Ведущего научного сотрудника Музея истории и культуры Среднего Прикамья за оказанное содействие в работе над материалом.

 

Список источников:

  1. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель. Ижевск. Удмуртия. 2000. – 480 с.
  2. ГАКО (Государственный архив Кировской области) Ф.237,оп.105,ед.хр.178. Дело закладке новой трапезы Вознесенского собора в Сарапуле. 1802г.
  3. ГАКО Ф.237,оп.105,ед.хр.518. Дело об освящении трапезы Вознесенского собора в Сарапуле. 1802г.
  4. ГАКО ф.583,оп.521,ед.хр.410. Дело по отношению Вятской Духовной Консистории о рассмотрении проекта на расширение и переустройство соборного храма в Сарапуле. 3 октября 1898г.
  5. КОМК. Инв. №31998. Чарушин И.А. Проект кафедрального собора в городе Сарапуле. 1896г. Фасад.
  6. ЦГА УР ф.245,оп.1,ед.хр.162. Дело о строительстве и ремонте собора в г.Сарапуле за 1895-1899гг.
  7. ЦГА УР ф.245,оп.2,ед.хр.1040. Дело о строительстве и ремонте собора в г.Сарапуле за 1895-1899гг.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *