Хранимая Богом родная земля!

Пандемия (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира. Для возникновения вспышки инфекционных заболеваний имеют значение как природные очаги (например, холера и сибирская язва) так и привнесенные с людьми через воздушно-капельный путь распространения (грипп, коронавирус), грызунов (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, туляремия) или насекомых (чума, малярия).

 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему [Мф. 12:38-39].

 «Чудо – сверхъестественное событие, явление или действие, не поддающееся рациональному объяснению, выходящее за грань законов природы». Протоиерей Александр Шмеман.

Тридцатилетие окончание богоборчества наше общество встречает разобщенным. К воспитанным безбожниками атеистам добавились и сектанты, и неоязычники, и последователи зарубежных духовных практик. Традиционные российские религии оказались не готовы к вызовам новейшего времени, как со стороны неофитов пришедших в храмы с завышенными ожиданиями к Церкви, но не готовых церковью стать, так и со стороны духовенства. Интересный опыт переживаем мы, православные, вовремя коронавирусной инфекции. Это не только шанс возрождения домашней и семейной молитвы в условиях запрета на посещения храмов, когда-то очень распространенного в Сарапуле среди старообрядцев беспоповцев. Но и попытка выстроить свои отношения с Богом, оглянуться на жизнь и её ценности. Кто-то молится об избавлении от бед и напастей; кто-то о прощении грехов; кто-то просит христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом. А когда беда минует, кто-то будет благодарить Бога; кто-то говорить, что повезло; кто-то останется уверен в действенности противоэпидемиологических мероприятий или талантах полководцев. Однако, пока есть явления необъяснимые наукой, в людях сохранится и вера в волю Творца на земле и на небе, и надежда на чудо.
Старейшее упоминание об эпидемиологическом заболевании на территории современного Сарапула относится к 1657 году, когда в селе Вознесенском на Сарапуле и окрестностях случилась эпидемия моровой язвы, как в старину называли чуму. Люди умирали так много и так часто, что некому было хоронить покойных — тела складывали по обочинам. Сарапульцы решили, что если Господь молитвами Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских им не поможет, то надеяться больше не на кого. Посадили гонца в лодку и отправили за 45 километров по Каме в село Березовку, где была обретена и хранилась в Троицком храме чудотворная икона Святого Николая Мирликийского. Гонец уговорил дать икону, и когда его по возвращении встретили на берегу и крестным ходом прошли вокруг поселения произошло чудо — никто более не заболел, никто не умер, а все болящие разом выздоровели. Причем моровая язва прошла не только в Сарапуле, но и во всей округе, выздоровели не только православные, но и магометане башкиры и татары, и даже тогда еще язычники удмурты и марийцы.
Чудо послужило основанием для появления крестного хода, одного из старейших в России — в память о чудесном избавлении ежегодно березовская икона Святителя Николая приносятся в Сарапул. А поскольку чудо произошло в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы в граде Казани — Крестный ход называется Казанским. Чудо стало легендой, церковным преданием, и даже Почетный гражданин города Сарапула, Действительный член Русского Императорского географического общества, этнограф, краевед, педагог, писатель, общественный деятель, священник Николай Николаевич Блинов в своих трудах «К столетнему юбилею Сарапула» 1880 года, «Историко-статистическое описание Сарапульского уезда, Сарапула, Ижевского и Воткинского заводов» 1887 года, «Сарапул и Среднее Прикамье. Былое и современность.» 1908 года описывая историю возникновения Сарапульского Казанского крестного хода затруднялся датировать — в каком году Чудо произошло — в 1600, 1613-ом или 1657-ом. Но, в 1909 году во время строительства водопровода было вскрыты братские могилы на «Оползине», что позволило не только подтвердить легенду, но и по сохранившимся монетам царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича точно установить год чуда Святителя Николая в Сарапуле. Традиция была прервана в 1918 году и восстановлена в 2009-ом.
В 2010 году из оклада был извлечен список березовской иконы на оборотной стороне которой обнаружилась надпись – усердием Андрея Анисимовича Башенина (папа Городского главы в начале XX века, устроителя женской гимназии, уличного освещения, водопровода и электростанции).
В 2012 году, через 355 лет после Чуда святителя Николая в Сарапуле, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил великое освящение Никольского храма, построенного на месте того самого, обнаруженного в 1909 году Оползинского кладбища с жертвами чумы.
Кроме почитания Святого Николая (в 6 из 21 сарапульских храмов были освящены в честь святителя, имели там его приделы или часовни) и Сарапульского Казанского крестного хода с его чудотворной иконой в издревле Сарапуле велико почитание и даже доступны для поклонения в Воскресенском храме величайшее христианские святыни — Частица Животворящего Креста Господня и Частица камня от Гроба Господня, а также мощи великомученика целителя Пантелеймона, священномученика Харалампия, мученика Трифона – святые к которым православные обращаются с ходатайствами о здоровье, а вот к младенцу Кирику взрослые обращаются о здоровье младенцев, а дети о здоровье родителей. После того, как Сарапулу возвращена архиерейская кафедра, статус собора получил Покровский храм ему подарены частица мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, и преподобного Сергия Радонежского к которым, как и к преподобному Серафиму Саровскому в его храме На Южном поселке обращаются об исцелении как тела, так и души.
Медицинские и санитарно-эпидемиологические методы тоже принимались. Так, в середине XIX века началась эпидемия холеры. В рапорте Вятскому губернатору единственный на Елабужский и Сарапульский уезды лекарь Шапошников пишет что, «не имеет совершенно никакой возможности действовать». Но, если в Елабужском уезде от эпидемии холеры умерло тогда почти 400 человек, то в Сарапульском уезде ни умерших, ни даже заболевших не было!
Вспышки инфекционных заболеваний хотя и случались, но за 25 (!) лет работы Сарапульская земская больница отчиталась о 600 случаев сыпного тифа, больше 900 случаев тифа брюшного, 432 случая холеры и 2252 случая лихорадки (вероятнее всего это мышиная или по-научному Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, которую тогда ни диагностировать, ни лечить не умели).
В случае пандемии испанского гриппа, которым в 1918—1920 годах во всём мире было заражено около 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты, а число умерших оценивают от 17 до 100 млн. человек, или 0,9—5,3 % населения Земли. Не обошла она и бывшую Российскую Империю, причем в пятерку лидеров по заболеваемости вошли Владимирская, Вятская, Смоленская, Тамбовская и Орловская губернии. Вот только Сарапул и уезд испанка чудесным образом миновала!
С началом богоборческих времен, массовой подготовкой врачей, фельдшеров и медицинских сестёр, изобретением антибиотиков, сульфаниламидов, противовирусных препаратов сарапульцы оставили свой след в борьбе с инфекционными заболеваниями. Так, Чекменева Татьяна Аркадьевна (1901-1958) – дочь известного в Сарапуле аптекаря Феофилактова Аркадия Михайловича (1870 – 1925), организовывала санитарно-эпидемиологические мероприятия при вспышке легочной чумы в Москве зимой 1939/40 годов.
Сейчас, в самом начале эпидемии хочется верить, что как и много веков Сарапул —  «хранимая Богом родная земля» — не просто строчка из Гимна России, а наша реальность. На которой мы по воле Его живем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *