Культурное наследие

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения

 

Наименование объекта

 культурного наследия

Настоятель Местонахождение объекта культурного наследия Документ о принятии под охрану

 

Примечание

  Сарапул
1

Воскресенская церковь, 1817 г.

Построена на взносы купцов Ижболдиных в 1817 году.

Освящена в 1817 году. Имеет два предела: центральный освящен в честь Воскресения Христова и дал название церкви; левый освящен в честь Святой равноапостольной княгини Ольги.

Воскресенская церковь — единственный храм в Сарапуле который не закрывался и не прерывал церковной службы во время богоборчества коммунистического режима.

Протоиерей Вячеслав Остроумов г.Сарапул. ул. Гудок, 2а (ул. Гоголя. 1а) Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения

 

Наименование объекта

культурного наследия

Настоятель Местонахождение объекта культурного наследия Документ о принятии под охрану

 

 

Примечание

  Сарапул
1

Фундаменты Вознесенского собора

1784 г.

Не передано г. Сарапул, Красная площадь Пост. Правительства УР от 17.09.01г. № 966
2

Торговые ряды под Вознесенским собором

1818 г.

Ряды под собором, или соборные ряды строились на протяжении ряда лет после окончания Отечественной войны 1812 года, по легендам в строительстве участвовали пленные французы. Наиболее старая, двухярусная часть с южной стороны собора, по размерам кирпича, видно, что западная часть была пристроена или расширена позднее, в частности лавка у ограды собора выполнена из кирпича начала 20 века. Лавки торговых рядов сдавались в аренду купечеству и торговцам из мещан для разноообразнейшей торговли. Восточная часть рядов была разобрана в 80 годах 20 века. В советский период ряды использовались под промышленные объекты радиозавода.

Восточная часть не передана; Южная часть приватизирована г. Сарапул, Труда ул., 6 Пост. Правительства УР от 17.09.01г. № 966
3

Покровский кафедральный собор, 1782 г., архитектор Ф.М. Росляков

В 1785 году выдана храмозданная грамота на строительство Покровской церкви. Автор проекта — вятский губернский архитектор Ф.М. Росляков. Ансамбль церкви состоял из нескольких разновременных каменных построек: это Покровская церковь; здание колокольни, построенной в 1882 году и освященный в честь Св. Апостолов Петра и Павла, в нижнем ярусе которого устроен храм. В 1902 году храм и колокольню отремонтировали на средства сарапульского купца Смагина. В 1905 году по проекту И.А. Чарушина пристроили трапезный храм. Храм носит ярко выраженные черты эпохи классицизма. Закрыт в 1930году.

Покровская церковь является единственным памятником архитектуры ХУIII века г. Сарапула, и одним из древнейших культовых зданий сохранившихся на территории Удмуртии, дошедших до наших дней. Несмотря на фрагментарную сохранность, интересен отражением в нем как ранних (с некоторыми барочными реминисценциями) так и зрелых форм классицизма.

Первая, еще деревянная, церковь Покрова Божией Матери стояла в центральной части дворцовой слободы Сарапул, недалеко от Вознесенского храма, но после пожара 1785 года было принято решение о строительстве нового каменного храма. Но так как по новому генеральному плану вновь образованного города, это место было предназначено для других целей, то было предложено построить Покровскую церковь на нижнем конце города, где стояла небольшая деревянная Фроловская часовня.

Строительство храма по проекту губернского архитектора Филимона Рослякова началось в 1787 году, основной прямоугольный корпус здания, с пристроенным с восточной стороны алтарем, построен к 1791 году. В 1815 году с южной и северной стороны были пристроены портики с колоннами, а с западной стороны высокая паперть. В середине 19 века с восточной и южной стороны церкви строятся торговые ряды с лавками для разнообразной торговли. Перед храмом располагалась обширная площадь, выходящая к Каме. Самой церкви принадлежали два сохранившихся дома для семей духовенства по улице Интернациональной,4 и 4а.

Так как по местным условиям невозможно было построить колокольню с западной стороны от храма (здесь когда-то протекала речка Вонявка, да и само место болотистое), то решили построить каменную колокольню рядом с Покровской церковью, к северу от нее. Сарапульский купец Степан Иванович Вечтомов в 1811 году пожертвовал 10 тысяч рублей на ее строительство, закончили в 1818 году, в строительстве ее принимали участие и пленные французы после отечественной войны 1812 года. Впоследствии колокольню расширили с западной стороны, она была освящена в 1883 году в честь святых Апостолов Петра и Павла, и стала самостоятельной Петропавловской церковью. В начале 20 века колокольню надстроили в высоту по проекту пермского архитектора Турчевича.

Обе церкви – Покровская и Петропавловская были окончательно закрыты в 1930-32 гг., тогда же была разобрана верхняя часть колокольни, в послевоенное время здесь располагались цеха хлебокомбината.

Митрополит Викторин г. Сарапул,Труда ул., 38 Пост. СМ УАССР от 25.03.91г. № 79
  Алнашский район
4

Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А.

Первый престол храма в стиле классицизма построен в 1822 г. и освящен в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Главный престол в холодном храме освящен в 1836 г. в честь Св. Троицы. В 1903 г. по проекту Чарушина И.А. на средства мецената Е.И. Замятина началось расширение храма. В 1940 г. церковь закрыта, здание передано под кинотеатр. Колокольня и купол разрушены. С 1990 г. церковь вновь стала действующей.

Приход с.Алнаши открыт по определению Св.Синода от 31 июня 1751 года и образован из селений Можгинского прихода. В состав вновь образованного прихода с.Алнаши вошли с.Алнаши, д.д. Ср. Шудзя, Ср. Бомга, Верх. Варзи-Омга, Ср.Шудзя, Уча-Пельга, Цакма — Шудзи, Мал. Сота, Вишур — Шудзя, Тумбаш, Казаково, Ст.Дзюмья. В 1761 году Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским дана благословенная грамота на строительство деревянной церкви, которая построена и освящена 20 мая 1763 года во имя Святой Троицы. Село до 1791 года было в ведении Казанской епархии, а с 1791 года — перечислено в Вятскую епархию. Указом от 14 мая 1815 года за № 1486 Вятская духовная консистория предписала начать строительство каменного храма во имя Св.Троицы с двумя приделами: в честь Св.Апостолов Петра и Павла и в честь трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Первый престол каменного храма, Петропавловский, освящен 1 октября 1822 года. Главный престол в холодной церкви — Троицкий — освящен 29 июня 1836 года, 3 — й престол не был построен. В 1888 году с разрешения Епархиального начальства теплый и холодный храм соединены вместе. В 1903 году началось расширение церкви. Петропавловский престол уничтожен, и вместо одного престола устроены два: правый в честь Евфимия Нового, освящен 21 августа 1905 года, а левый в честь св. Мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен 22 августа 1905 года. Главный престол остался прежний — во имя Св.Троицы. Церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 5 сентября 1940 года. Других сведений об истории церкви не обнаружено.

Алнашский район Алнаши с, Ленина,ул., 25 Пост. Правительства УР от от 17.09.01г. № 966
  Камбарский район
5

Свято-Никольский храм, 1907 г., архитектор Туркевич А.Б.

Приход открыт в 1832 г.

Деревянная церковь с тремя престолами была построена в 1841 году. Главный престол во имя Николая Чудотворца, правый в честь св. муч. Флора и Лавра. В состав прихода 1881 года входили с.Ершовка, д.Ведрец, д.Гоголи, д.Шолья, д.Зелени, д.Власово. Каменная церковь в неовизантийском стиле по проекту пермского архитектора А.Б. Туркевич была построена в 1907 году на средства С.Р. Татарских. Склеп купца С.Р. Татарских сохранился внутри, перед амвоном церкви. Таких случаев в Удмуртии не более трех. Специально для строительства храма купец поставил на окраине села кирпичный завод. Который просуществовал до 1972 г. Росписи и изображения святых Флора и Лавра размещались снаружи храма, в особых нишах, на трех алтарных выступах. Первым настоятелем был о.Василий (В.П. Сапожников).

В архитектурном плане храм замечателен живописью силуэта и причудливой красотой декора, он сплошь покрыт горизонтальными полосами руста, имитирующими древневизантийскую кладку. В эти ритмы вплетаются выложенные из кирпича кресты и группы из трех кругов (символ Св. Троицы). Мягко вторят тем ритмам и семь приземистых объемов приделов и алтарей. Благодаря им храм очень органично вырастает из прибрежных холмов. Вокруг большого купола (символ Иисуса Христа) с двенадцатью окнами (по числу апостолов). Завершают композицию трехъярусная восьмигранная колокольня. Шесть куполов покрыты декоративными медным литом и увенчаны своеобразным подножием крестов в виде шахматной пешки. Проект А.Б. Туркевич выполнил, использовав творческий замысел И.В. Шторма, П.И. Спарро, А.В. Беретти, В.Н. Николаева, К.Я. Маевского которые проектировали и строили с 1862-1896 гг. знаменитый Владимирский Собор в Киеве. Первый и главный шедевр неовизантийского стиля. Храм в Ершовке является его №эхом» по композиционному и архитектурному решению.

Николаевская церковь стала своеобразным храмом любви между супругами Татарскими и мемориалом во славу делового, честного, совестливого, энергичного русского предпринимательства. Общий расход на строительство церкви составил 1500 тысяч руб., поскольку выстроил купец также новое здание школы и роддом. С.Р. Татарских было родом из уездного города Нолинска Вятской губернии в семье небогатого кантониста, ветерана отечественной войны 1812 г. За свои богоугодны дела отмечен званием почетного гражданина того города. Почитали С.Р. Татарских и в Сарапуле. Вместе с П.А. Башениным они собирались построить там театр.

В годы Гражданской войны храм подвергался артиллерийскому обстрелу. Драгоценные иконы из всех трех иконостасов, оцененных в 50 ты. Золотых рублей военные хладнокровно сожгли в огромных кострах на речной отмели, на глазах прихода. Среди православных святынь особо выделяют большую икону «Тайная вечеря», написанную на заказ профессором живописи Крюковым по мотивам известной фрески Леонардо да Винчи. А также икону св. князя Александра Невского кисти художника Тимашевского в роскошной позолоченной ризе. Фактически храм закрылся в 1932 г.. последним настоятелем его был о.Николай Утробин. В 1939 г. заготовители металлолома сбросили все семь колоколов (крупнейший в 122 пуда).

Церковь была закрыта в 1941 году. Здание церкви было передано под школу. С 1991 года в храме возобновилась церковная жизнь.

Камбарский район, Ершовка с., ул. Советская,33 Пост. Правительства УР от 17.09.01г. № 966
Каракулинский район
6 Часовня, конец XIX в. Протоиерей Евгений Ядров Каракулинский район, Каракулино с, Кирова ул. Пост. СМ УАССР от 25.03.91г. № 79
7

Церковь Рождества Богородицы, 1818г.

Первая деревянная церковь была построена в 1686г. во имя Сретения Господня. В 1707 году была сожжена. В 1776 году была построена вторая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1818 году на средства прихожан была построена церковь в стиле классицизм. В 1940 году церковь была закрыта.

Памятник – образец культового здания в стиле русского классицизма начала Х1Х века, отличается лаконизмом и выразительностью форм.

Каракулинский район, Колесниково с, Прикамская ул. (на берегу р. Камы) Пост. СМ УАССР от 25.03.91г. № 79
8

Георгиевская церковь, постройка 1819 года

Екатерининская церковь с. Кулюшево Сарапульского уезда Вятской губернии (01.01.1825-01.01.1844);
Георгиевская церковь с. Кулюшево Сарапульского уезда Вятской губернии (01.01.1844-01.01.1936); Приход с. Кулюшево был образован из д. Кулюшевой, ранее входившие в приход с. Каракулино. Первая церковь была построена в 1700 — 1706 г. во имя Св. Великомученицы Екатерины. Она была сожжена язычниками черемисами. Вторая Екатерининская церковь, построенная вместо сгоревшей, также была сожжена язычниками черемисами. Третья Екатерининская церковь была сожжена самозванцем разбойником Айданко. Вновь построенная деревянная церковь  сгорела 6 апреля 1825 г. В 1819 г. была заложена каменная церковь . В 1825 г. был освящен придел теплой каменной церкви во имя св. Великомученицы Екатерины. До освящения холодного храма церковь называлась Екатерининская, а после освящения его в 1844 г. во имя Св. Великомученика Георгия церковь называется Георгиевскою. 3-й ( левый ) придел в теплой церкви называется Никольским, в честь Св. Николая Можайского. Село Кулюшево до 1791 г. входило в состав Казанской епархии и принадлежало Уфимской провинции, а с 1791 г. перечислено в Вятскую епархию. С 1871 г. при церкви существует церковно-приходское попечительство. Георгиевская церковь была закрыта в 1936 г.

Не передана Каракулинский район, Кулюшево с, Школьная ул. Пост. СМ УАССР от 26.08.48г. № 130
9

Церковь Николая Чудотворца, 1879г.

Первая деревянная церковь была построена в 1852 году на средства прихожан и освящена во имя Рождества Христова. Каменная церковь с тремя престолами была построена в 1869-1879 годах на средства прихожан в византийском стиле. До освящения главного – Васильевского престола – в 1901 году церковь называлась Николаевская по престолу, освещенному первым. Церковь закрыта в 1940 году.

Авторы проекта не установлены.

Памятник интересен сочетанием черт последнего классицизма, проявившихся в композиции купола и некоторых деталях стен русско-византийским стилем, характерным для культовой архитектуры России второй половины Х1Х века.

Каракулинский район, Новопоселенное с, Центральная ул. Пост. СМ УАССР от 25.03.91г. № 79
  Киясовский район
10

Церковь Спаса (Свято-Никольский храм), 1820 г., архитекторы Дудин С.Е., Анисимов П.А.

В 1810 году разрешено строительство каменной церкви на месте (третьей) деревянной церкви. Авторы проекта П.А. Анисимов, С.Е. Дудин. В строительстве храма участвовали пленные французы. Редкий композиционный тип традиционного храма русского классицизма нач. 19 в. Закрыт в 1941 году.

Церковь весьма оригинальный памятник культовой архитектуры русского классицизма, по характеру планировочной композиции и типу завершения не имеющих прямых аналогов среди местных храмов того времени.

Церковь расположена в центре села. Имеет удлиненную схему плана. Первоначально состояла из четверика с прямоугольным алтарем, соединенного притвором с трапезной и выступающей вперед колокольней. Несколько позднее притвор был с двух сторон обстроен и ширина этой, части здания сделана равной храмовому объему и трапезной; к основанию колокольни также были добавлены пристройки.

Четверик храма, характерный своими скошенными углами, расчленен на два яруса профилированным пояском одного уровня с трапезной и увенчан четырехгран­ным куполом без барабана. В верхнем ярусе четверика прорезано огромное полукруглое окно. Боковые окна нижнего яруса — прямоугольные, среднее, повышенное арочное; над окнами лежит плоская горизонтальная ниша. Аналогично решена композиция окон трапезной, а также соединительной частью между нею и храмом, в которой боковые окна получили треугольные сандрики.

Колокольня одинаковых кубических объема; выше — восьмерик со сквозными арочными пролетами, завершенный куполом и шпилем. Вход в храм под колокольней оформлен крыльцом на четырех колоннах, несущих двух знатную кровлю с фронтоном.

В интерьере храмовое помещение перекрыто сомкнутым сводом, лотки которого декорированы медальонам, обрамленными лепными рокайлями; в вершине свода — Картуш-плафон (росписи в медальонах и на плафоне ныне утрачены). Частично сохранился двухъярусный, деревянный иконостас без икон. Свод трапезной также сомкнутый, с плафоном.

Фундамент бутовый, стены кирпичные, кровля железная, полы из камены плиток.

Габариты здания: длина — 46 м, ширина — колокольни — 6 М,

трапезной — 13 м. храма – 13 м. апсиды — 6м.

Церковь оригинальный памятник культовой архитектуры русского классицизма, по характеру планировочной композиции и типу завершения не имеет прямых аналогов среди местных храмов того времени.

иерей Владимир Шелих. Киясовский р-н, Данилово с. Пост. Правительства УР от 17.09.01г. № 966
  Малопургинский район
11

Ильинская церковь

Здание храма построено в 1823 году на месте старой, деревянной. Главный престол освящен в 1840 году в честь Св. Пророка Ильи. Закрыт в 1940 году. Действует с 1992 года.

Памятник – пример приходской церкви, типичный для русского провинциального зодчества начала Х1Х века.

Ранний классицизм, автор Росляков Ф. М.. Ныне действующая. Настоятель храма – протоирей отец Вячеслав. Пользователем является Сарапульская епархия.

Первая деревянная (холодная) церковь в с. Ильинское построена в 1750 – 1751 годы в честь Святого Пророка Ильи.

7 ноября 1821 года Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство, вместо ветхой деревянной церкви, каменного храма – холодного и теплого.

8 ноября 1823 года освящен правый предел теплой церкви – Богоявленский. Главный престол освящен 14 октября 1840 года в честь Святого Пророка Илии, 11 ноября 1844 года освящен левый престол теплой церкви в честь Святых Апостолов Петра и Павла.

В строительстве церкви участвовало почти все трудоспособное население села. Камень добывали в карьере Изонюк (4-5 км от села), Основные процессы строительства выполнялись вручную, при помощи носилок, лопат, рычагов, ушатов. С пристани города Елабуги, на конных подводах был доставлен бронзовый колокол весом в 96 пудов.

До 1918 года Ильинская церковь оставалась в числе приходов Елабужского духовного правления. Церковь отличалась своей архитектурой и звоном колоколов. Благовест главного колокола был слышен на расстоянии 12 – 14 вёрст по радиусу.

21 ноября 1940 года церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР. Разломали колокольню, уничтожили колокола, здание церкви стали использовать вначале под зернохранилище, затем под склад.

В 1991 году было решено возвратить зданию его первоначальное назначение. Силами прихожан с помощью местных властей Ильинская церковь постепенно обретает свою прежнюю красоту и величие. Хорошеет ее внутреннее убранство: иконостас, настенные росписи, все больше становится икон, лампад, светильников и других принадлежностей богослужения.

протоиерей Вячеслав Николаев. Малопургинский район, село Ильинское, ул.Садовая, д.29 Пост. СМ УАССР от 18.09.84г. № 243
12

Храм Михаила Архангела, 1902 г., архитекторы Дружинин В.М., Чарушин И.А.

Здание храма построено в русско-византийском стиле. Вместо ветхой деревянной церкви в 1902 году построен храм с одним престолом и освящен во имя Михаила Архангела. Храм связан с жизнью и творчеством крупного удмуртского этнографа священника И.В. Васильева (1858-1927 гг.), а также с историей «церковного восстания» местных удмуртов, пытавшихся весной 1930 года силой вернуть себе православную святыню. Закрыт в 1939 году.

Храм Михаила Архангела расположен в с. Малая Пурга, ул. Советская, 44. Является памятником архитектуры 17-18 в.в. республиканского значения, русский стиль, авторы В. М. Дружинин и И. А. Чарушин. Ныне действующая. Настоятель храма – отец Евгений. Пользователем является Ижевская и Удмуртская Епархия.

Приход в с. Малая Пурга Малопургинской волости Сарапульского уезда был открыт на основании указа Святейшего Синода в 1858 году. Вначале церковные службы совершались в молитвенном доме. Первый двуглавый деревянный храм в селе был построен к концу 1860 года и освящен в честь Архистратига Михаила.

В 1902 году вместо ветхой деревянной церкви построен каменный храм с одним престолом. Первый краеугольный камень будущей церкви был заложен в 1897 году. Строительство шло с большими перерывами. Прихожане жили в бедности. Церковная казна пустовала. Настоятель церкви отец Михаил был вынужден перейти в другой приход в с. Дебесы. На его место в 1898 году был назначен новый настоятель – Иоанн Васильев, хорошо владеющий удмуртским языком. Он организовал производство кирпича по особой технологии, с применением яичного белка и желтка в качестве связующего. В строительстве храма помогли пожертвования елабужских купцов И. Г. Стахеева и Ф. П. Гирбасова. К июню 1902 года строительство новой церкви было завершено. Церковь освящена 3 января 1902 года во имя Михаила Архангела.

Отца Иоанна сменил священник Александр Нагорный, окончивший Вятскую духовную семинарию.

Храм стал лучшим украшением села. Экстерьер и ограда вокруг были выполнены в новом стиле архитектуры. Внешние стены изобиловали множеством орнаментов и переходов, карнизы – художественной кладкой во всех линиях. Со знанием дела были подобраны два больших и десять маленьких колоколов. Отличался своей звучностью главный колокол, весивший 36 пудов. Благовест его был слышен до шести верст по радиусу.

Начиная с 1917 года, с приходом Советской власти, церковь подвергалась всяческим гонениям, а ее прихожане и церковный причт – репрессиям. Власти дважды закрывали Михаило – Архангельскую церковь. Первый раз – в марте 1930 года. Храм был разгромлен и осквернен, разрушен иконостас, разбиты иконы, разобрана кирпичная кладка ограды. Второй – в июне 1938 года. Здание церкви передавалось Месткому под кузницу, затем в распоряжение Правления потребительского общества под магазин по продаже промышленных и потребительских товаров.

Начиная с 1990 года, церковь переживает свое второе возрождение. Построенная на окраине, теперь она оказалась в центре села. Первым настоятелем храма в 1998 году стал отец Анатолий, прибывший из Москвы. Его стараниями были восстановлены паперть и колокольня. Восстановлен в прежнем виде купол храма с его семью главами. Приобретены необходимые принадлежности богослужения. Заново создан многоголосный хор певчих.

В целях оказания помощи в ремонте и благоустройстве территории в 2008 году создан Попечительский совет храма Михаила Архангела с. Малая Пурга при главе муниципального образования «Малопургинский район» (постановление главы МО «Малопургинский район» от 08 июля 2008 года № 19).

протоиерей Михаил Кабанов Малопургинский р-н, Малая Пурга с, Советская ул., 14 Пост. Правительства УР от 17.09.01г. № 966
  Сарапульский район
13

Михайло-Архангельская церковь, 1804 г., архитектор Росляков Ф.М.

В начале 18 века в селе существовала деревянная Михайло-Архангельская церковь. В 1768 году была построена новая деревянная церковь, которая в 1722 году сгорела. В 1794 году выдана храмозданная грамота от 16 марта № 488 на строительство каменной церкви и в 1798 году освящен правый предел в честь Св. Алексия Человека Божия, а левый — в честь Св. Пророка Илии, освящен 9 ноября 1813 г. 25 мая 1869 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

Церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 года. Здание было передано под школу.

Памятник – одно из старейших каменных зданий, сохранившихся на территории Удмуртии. Отражает эволюцию стилей в местном культовом строительстве: переходный от барокко к классицизму (храмовая часть) и классическому (колокольня). Длиной в 18 сажен и шириной в 6 сажен (сажень – 2 м.13 см). Дверей наружных три, внутренних пять, стены снаружи обшиты железом, внутри оштукатурены и были расписаны живописью. Пол в передней половине храма – чугунный, а в задней – каменный. На колокольне было размещено двенадцать колоколов, самый большой колокол был весом 222 пуда 12 фунтов, а самый маленький – 28 фунтов. В облике Церкви есть строгая монументальность и торжественность.

Сарапульский район, с.Кигбаево Сарапульский район, Кигбаево с., ул.Совхозная, 24 Пост. Правительства УР от 17.09.01 № 966
14

Церковь Преображения, 1814-1836 гг., архитектор Дудин С.Е.

сооружалась с 1814 г. по 1836 г..

Первая деревянная церковь здесь была построена еще в 1740 г., не сохранилась. Каменная церковь представляет собой кубический объект с двухколонным дорическим портиком и трехнефную трапецию. Здание увенчано полусферическим куполом на барабане. Радует глаз богатство декоративного убранства интерьера. Подкупольные арки украшены лепными розетками, а основание барабана – дорическим фризом. Четыре круглых и два квадратных в плане столба «Фехневной трапезной» оформлены пышной лепниной. Это овальные багеты с причудливыми элементами, а также картуши, капители, акант и гирлянды. Столь сочной, красиво прорисованной лепной орнаментации не сохранилось ни в одной из других церквей на территории Удмуртии. В интерьерах сохранились также чугунные литые перила, следы керамической облицовки пола. Подобные здания ставили «всем миром» и старались использовать опыт разных умельцев. В Приход Преображенской церкви в 1891 г. входили: село Мазунино; деревни Лысово, Фертики, Кутмесь, Сарапкино, Орешник; починки Ончурово, Б. Хлобыстово, Черный Ельник. В приходе проживали 2695 мужчин и 2937 женщин. Была одна часовня и 6 молитвенных домов.

Каменная церковь построена в 1782 году и освящена во имя Преображения Господня. Новая (третья) каменная церковь построена в 1814 году. В 1898 году открыта церковноприходская школа. По преданию в строительстве участвовали пленные французы.

Церковь – значительный памятник культовой архитектуры русского классицизма. Особого внимания заслуживают богатое и высокохудожественное убранство интерьера.

Приход с. Мазунино был образован на основании указа Казанской Духовной Консистории от 12 декабря 1743 г. № 56. В состав прихода вошла д. Мазунинская. Около сей деревни располагалась село Мумулево, в котором была расположена Преображенская церковь, построенная в начале 18 в. Крестьяне с. Мумулева из-за неудобства жительства переехали в д. Мазунинскую и образовали в ней самостоятельный приход. Первая деревянная церковь была построена во имя Преображения Господня по вышеназванному Указу. После завершения строительства церкви Мумулевская церковь была сожжена. 19 марта 1773 г. была выдана храмозданная грамота № 627 на строительство каменного храма вместо старой обветшавшей церкви с тем же названием и приделом в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Церковь была построена в 1782 г., освящена : главный престол — 18 января 1795 г. в честь Преображения Господня, придел — 18 января 1785 г. В 1814 г. построена новая каменная церковь с 3 престолами: в холодной церкви — главный — Преображенский, освящен 28 мая 1846 г., в теплой — правый — в честь Казанской Иконы Божьей Матери , освящен 18 января 1821 г., левый — в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских, освящен 17 января 1835 г. На приходском кладбище была построена деревянная церковь в 1847 г. с одним престолом в честь Воскресения Господня. В 1867 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. 1 сентября 1898 г. открыта церковно-приходская школа. Преображенская церковь в с. Мазунино закрыта в 1940-1941 гг.

протоиерей Владимир Жижин Сарапульский район, с.Мазунино, ул.Советская Пост. Правительства УР от 17.09.01 № 966
15

Церковь Троицы, 1804 г., 1820-е гг., середина XIX в., архитекторы Росляков Ф.М., Дудин С.Е.

Построенный по проекту архитектора Рослякова Ф.М. В 1820-х гг. по проекту Дудина С.Е. с запада была пристроена галерея-притвор, а в середине 19 в. – колокольня. Памятник, созданный в несколько этапов, отражает эволюцию форм в местном культовом строительстве 1-й пол. 19 в. – от переходных от барокко к классицизму до позднего классицизма.

Была построена в селе Мостовом в 1804 г. Она отражала, как и многие другие постройки того времени утверждение архитектурных форм классицизма. В начале 1820 г. С.Е. Дудин выполнил проекты колокольни, иконостаса и пристройки галереи – притвора. Это одна из немногих известных работ выдающегося зодчества за пределами «Города Ижа». Церковь отделана со вкусом. Восьмилотковый сомкнутый свод расписан голубой краской «под небо». Пол в трапезной украшен чугунными плитами с растительным орнаментом и датировкой 1816 г. Пол в храмовой части отделан каменными плитами.

В селе Мостовое в 1804-1811 годах по проекту Ф. Рослякова была сооружена эта церковь. В 1821 году архитектором С. Дудиным была пристроена колокольня и притвор.В советское время, как полагается, церковь пришла в полнейшее запустение.

Восстановлена в 2008 году.

Сергиевская церковь с. Мостовинское (Мостовое) Сарапульского уезда Вятской губернии (до 1780 г. — Казанской губернии) (01.01.1764-01.01.1800);
Свято-Троицкая церковь с. Мостовинское (Мостовое) Сарапульского уезда Вятской губернии (до 1780 г. — Казанской губернии, с октября 1937 г. — с. Мостовое Сарапульского района УАССР) (01.01.1771-01.01.1937);Приход с. Мостовое открыт по разрешению преосвященного Вениамина, архиепископа Казанского, данному в июле 1763 г., в его состав вошла д. Мостовая, ранее входившая в приход церкви с. Кигбаево. Церковь была построена деревянная , холодная с одним престолом и освящена по Указу от 10 декабря 1764 г. № 1689 во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1771 г. было разрешено построить теплый придел во имя Св. Троицы. 7 октября 1800 г. холодная Сергиевская церковь сгорела. Троицкая теплая осталась невредимой. 30 декабря 1804 г. дана храмозданная грамота № 3416 на строительство каменного храма во имя Св. Троицы с приделами в честь Св. Сергия Радонежского и Св. Феодосия Тотемского. Первый престол построенного каменного храма освящен 20 мая 1811 г. — левый — в теплой церкви — Феодосиевский; второй престол освящен 6 ноября 1813 г. — правый — в теплой церкви — Сергиевский. Холодный храм во имя Св. Троицы освящен в 1839 г. ( После освящения теплой церкви старую деревянную Троицкую церковь было позволено разобрать по Указу Духовной Консистории от 28 июля 1816 г. № 2897 ). В 1870 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Сведений о закрытии церкви по документам архива не обнаружено.

протоиерей Владимир Экс Сарапульский район, Мостовое с., ул. Платова, 8б Пост. Правительства УР от 17.09.01 № 966
16

Церковь Богоявления, 1807 г., 1895 г., архитекторы Росляков Ф.М., Чарушин И.А.

Построен по проекту архитектора Рослякова Ф.М. в стиле вятского барокко. Колокольня перестроена в 1879 г. в русском стиле. Контрфорсы по углам трапезной (единственный пример в Удмуртии пример их использования) сделаны в 1895 г. по проекту Чарушина И.А.

Храм интересен как образец культового здания в формах раннего классицизма.

Построена в деревне Нечкино Сарапульского района, Удмуртия в 1807 году по проекту архитектора Ф.М. Рослякова (губернского архитектора Вятской губернии).

Здание каменное, с такой же колокольнею, не очень прочной в сводах теплого храма и фундаменте. В связи с обнаруженными строительными дефектами, церковь получила уникальный для России конструктивный и в то же время – декоративный элемент – аркбутаны. Они дали зданию сложный силуэт, своеобразную «окрыленность». В середине XIX века была пристроена колокольня, выдержанная в духе позднего классицизма. Живописно поставленная в центре села на берегу Камы эта церковь является одной из интереснейших в Удмуртской Республике.

Пророко-Ильинская церковь с. Нечкино Сарапульского уезда Вятской губернии (-);

Богоявленская церковь с. Нечкино Сарапульского уезда Вятской губернии (с октября 1937 г. — с. Нечкино Сарапульского района Удмуртской АССР) (01.01.1807-01.01.1941);

В начале XVIII в. в с. Нечкино была построена деревянная Пророко-Ильинская церковь / дата строительства церкви не установлена/. В 1770 году была построена еще одна деревянная церковь в честь иконы Владимирской Божьей Матери, освящена на основании Указа Духовной Консистории от 15 марта 1770 года № 287 . / Других сведений не обнаружено/. 4 марта 1801 года за № 566 была храмозданная грамота на строительство каменной церкви в с. Нечкино / вместо двух деревянных обветшавших: Ильинской и Владимирской/. Каменная церковь построена в 1807 году с тремя престолами: в холодной церкви — во имя Богоявления Господня, в теплой — правый — в честь Владимирской Божьей Матери, левый — в честь Св. Пророка Илии. Церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 3 сентября 1941 года / протокол № 76/.

Восстановлена в 2008 г.

Сарапульский район, с.Нечкино Сарапульский район, Нечкино с., ул. Азина Пост. Правительства УР от 17.09.01 № 966
17

Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Яромаска

Построена в 1834 г. после чего Яромаска приобрела статус села.

Автор проекта не установлен (возможно, Дудин С.Е.). Колокольня и притвор пристроены в 1872 г. по проекту архитекторов Федорова и Колокольникова. Церковь является оригинальным памятником культовой архитектуры русского классицизма; по своему объемно-планировочному решению не имеет аналогов среди уральских храмов того времени.

Приход с. Яромаска был открыт в 1764 г. после упразднения бывшего Успенского Лихотина монастыря, основанного в 1682-1689 гг. Монастырская церковь была деревянная / теплая и холодная/. Теплый храм устроен в честь Св. Николая Чудотворца, а холодный во имя Успения Божьей Матери. Эта церковь к 1764 г. была уже ветхой. Поэтому была построена новая деревянная церковь, которая 4 декабря 1780 г. сгорела вместе с монастырскою. В 1781 г. была построена и освящена новая деревянная церковь с 2-мя престолами: Успенским и Никольским, но в 1843 г. разобрана из-за ветхости. В 1819 г. заложен двух-этажный каменный храм, строительство которого было завершено в 1834 г. В нижней церкви престол освящен 29 сентября 1834 г. во имя Св. Николая Чудотворца, а верхний храм освящен 2 ноября 1841 г. в честь Успения Пресвятой Богородицы. Церковно-приходское при церкви открыто 14 июня 1868 г.

Первоначальный основной объем здания имеет центральную композицию, близкую к овалу. По такому объемно-плановому решению памятник зодчества не имеет аналогов на всей территории большого Камско-Уральского региона региона. Корни столь редкого приема, очевидно, в итальянских увлечениях зодчего, имя которого пока установить не удалось. О воздействии итальянского зодчества эпохи Возрождения говорит также использование здесь полукруглых «итальянских» окон. В приход Успенской Церкви кроме села входили одиннадцать деревень и один починок «Полуденный». Церковь содержала часовню при кладбище.

Успенская церковь с. Яромаска закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г.

Сарапульский район, с.Яромаска Сарапульский район, деревня Яромаска, п.Камский, д.5 Пост. Правительства УР от 17.09.01 № 966

 

 

Здания обладающие признаками объектов культурного наследия

 

Наименование объекта

культурного наследия

Настоятель Местонахождение объекта культурного наследия Документ о принятии под охрану

 

 

Примечание

  Сарапул
1 Церковь Ксении Петербургской Кирпичная Свято-Никольская церковь построена в 1911-1912 гг., на средства старообрядцев — белокриницев «австрийского согласия». По проекту инженера-технолога Максимова. Здание в псевдорусском стиле, пятиглавый четверик, небольшой трапезной связанный с колокольней. Закрыта в 1940 (по другим данным в 1937), занята складом. В 1991 передана православной общине, отремонтирована, освящена во имя блаж. Ксении. протоиерей Олег Остроумов город Сарапул, ул.Горького, д.74  
2

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сарапульском Старцевогорском мужском Ионно-Предтеченском монастыре

Домовая церковь в братском корпусе монастыря, устроенная в 1911. Закрыта в 1923.

Не передана г. Сарапул, ул. Раскольникова, д.53  
3 Церковь Царицы Александры 1890-1897 гг. в Сарапульском женском Благовещенском монастыре — яркий пример общественного здания времени эклектики, отличающийся нарядным фасадным декором. Крупный протяженный по оси восток – запад двухэтажный объем под вальмовой кровлей имеет крестообразный план и повышенную среднюю по поперечной оси. Центр возвышенной части венчал пологий восьмигранный купол под луковичной главкой. Каждый из фасадов осложнен рустовкой, слабо выступающим ризалитом, фигурным аттиком со слуховым окном, венчающим и межэтажными карнизами. Углы и места примыкания внутренних стен фиксированы лопатками, также рустованными. Центр главного возвышенного фасада (северного и южного), в шесть световых сдвоенных осей в декоративных арках, выделен развитым антаблементом с филенчатым фризом и тяжелым многопрофильным карнизом. Полуциркульные окна боковых фасадов, флангов и первого этажа центрального фасадного возвышения подчеркнуты рустовкой. ОАО «Сарапульский радиозавод» г.Сарапул, ул. Ефима Колчина  
4

Благовещенский собор в Сарапульском женском Благовещенском монастыре построенный в 1877 году на средства пермского купца 1 – й гильдии Никандра Алексеевича Дедюхина.

В церкви имелось 3 престола: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правый (в теплом храме – трапезной) — во имя Всех Святых, левый — во имя Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Церковь кирпичная, оштукатуренная с белокаменным цоколем. Не сохранились (квадратные со скосами) три яруса колокольни с крупными арочными проемами звонов, повторяют формы звонов Спасского собора в городе Елабуга. Характерная для Сарапула церковь с разновременным основным ядром и трапезной: первое –

выдержано в традициях русской архитектуры 17 века, вторая (как и не сохранившаяся колокольня) — в стиле раннего классицизма.

Продольно – осевая композиция церкви состоит из четверика с более узкой пониженной полуовальной апсидой и широкой прямоугольной трапезной, которая включает в свой объем нижний ярус колокольни. Односветный четверик завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышалось на глухих цилиндрических барабанах пятиглавие с луковичными главками.

К прототипам, восходящим к допетровскому зодчеству 17 в., наиболее близки килевидные кокошники в верхней части стен четверика и аркатурно – колончатые пояса барабанов. Наличники удлиненных арочных окон завершены архивольтами. Дверные арочные проемы обрамлены профильными наличниками с подчеркнутыми килевидными очелиями.

Обширная четырехстолпная трапезная, построенная, очевидно в начале ХХ века, отмечена лаконичным фасадным убранством. Фасад расчленен карнизами и филенчатыми лопатками на прясла; каждое из них прорезано крупными арочными окнами с килевидными очелиями. Пластику стены обогащают венчающий антаблемент и возвышающийся аттик.

ОАО «Сарапульский радиозавод» г.Сарапул, ул. Ефима Колчина  
5

Архиерейский дом с Церковью Успения Пресвятой Богородицы (Крестовоздвижеской церковью)

Двухэтажное кирпичное здание архиерейского дома, сооружённого для епископов сарапульских в 1889 в псевдорусском стиле. Внешне выделялся главкой. Закрыт в 1918. Здание дома сохранилось, но в 1930-х капитально перестроено, занято почтамтом.

Почта России г.Сарапул, ул. Горького, д. 17  
6

Сарапульское духовное училище

Двухэтажное кирпичное здание выстроенное в духе эклектики в 1878. Закрыто в 1918. Здание училища сохранилось, было занято сельхозтехникумом, филиалом Удмуртского университета, школой искусств.

Не передано г. Сарапул, ул. Красноармейская, д. 34  
  Алнашский район
7

Храм Николая Чудотворца с. Варзи-Ятчи

Приход села Варзи-Ятчи открыт по указу Священного Синода в 1841 году. Строительство храма началось в том же году на средства купца Чернова, завершено — в 1845 году. По итогам десятой ревизии 1859 года в 76 дворах казённого села Варзиятчи Елабужского уезда Вятской губернии проживало 205 жителей мужского пола и 137 женского, работали две мельницы. К 1897 году в селе проживало 842 человека.

протоиерей Николай Сапожников Алнашский район, село Варзи-Ятчи.  
  Граховский район        
8

Храм Рождества Христова село Грахово

Приход открыт 31 марта 1836 года. В 1846 году построен каменный храм. 7 июля 1850 года теплую церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а 7 июня 1868 года холодный храм освящен в честь Рождества Христова. 1869 г престол в честь Казанской иконы Божией Матери упразднен.

иерей Сергей Петров Удмуртская Республика село Грахово ул Колпакова д 1  
9

Свято-Илиинский храм cела Новогорское

Приход села Новогорское открыт по указу Священного Синода от 12 июня 1852 года. В 1852 году началось строительство деревянной церкви, а для исполнения церковных служб устроен молитвенный дом. Строительство закончено в 1853 году и 20 марта церковь освящена во имя Святого Пророка Илии. В результате пожара 10 июля 1860 года церковь сгорела. По указу Духовной Консистории от 26 июля разрешено построить каменный храм. Для временного несения церковных служб был расширен оставшийся молитвенный дом и в 1862 году освящен. В 1864 году произведена закладка храма и в 1869 году строительство закончено.

В 1937 году после ареста священника Филимонова Александра Виссарионовича[2] церковь закрыта, но уже в 1945 году вновь приступила к работе.

протоиерей Андрей Филиппов Граховский район, с.Новогорское, ул.Набережная, д.34  
10

Храм Рождества Христова с. Мещеряково

Приход в Мещеряково был открыт Казанской конторой новокрещанных дел.  В 1759 году была построена первая церковь, которая была освящена во имя Рождества Христова.  Храм был деревянным.

В 1791 году село было переведено из Казанской епархии в Вятскую.

В 1844 году 19 ноября  церковь сгорела при пожаре. Восстанавливать ее  взялся елабужский купец и меценат Фёдор Григорьевич Чернов.  На свои средства в 1847 году он начал строительство каменного храма, и через 4 года в 1851 году церковь была построена.

Однокупольная кирпичная церковь выполнена в стиле позднего классицизма с трапезной и двухъярусной колокольней под шпилем. В трапезной Рождество-Богородицкий придел. Особую красоту Христорождественскому храму предавала двухъярусная колокольня со шпилем, звон которой был слышен далеко за пределами Мещеряково. При церкви Рождества Христова существовала церковно-приходская школа.

По итогам десятой ревизии в 1859 году в 23 дворах «казённого села Мещеряково при речке Юрашке» проживало 150 жителей и помимо церкви было два торжка.

Мещеряково по церкви еще называли село Рождественское. В то время адрес жителей звучал так: Вятская губерния, Елабужский уезд, с. Мещеряково (Рождественское).

До 1921 года село входило в состав Староятчинской волости Елабужского уезда (с 1921 года — Можгинского уезда). В 1924 году в селе Мещеряково был создан Мещеряковский сельсовет Граховской волости.

Последний настоятель Христорождественской церкви села Мещеряково был арестован  в декабре  1937 года. Службы в храме прекратились, а в здании было устроено зернохранилище.

5 мая 1964 года административный центр сельсовета был перенесён из села Мещеряково в деревню Лолошур-Возжи.

Впервые после долгого перерыва в 2008 году в храме состоялась служба.

иерей Сергий Петров Граховский район, д.Мещеряково  
  Камбарский район
11

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Камбарка

В 1850 году на средства Камбарских заводовладельцев Демидовых, вместо сгоревшей Христорождественской церкви, построена деревянная церковь с одним престолом, освящённым в честь Успения Божьей Матери. В 1863 году в состав прихода входили Камбарский завод, село Тарасово и починок Балаки.

протоиерей Феодор Секретарев[ г.Камбарка, ул.Советская, д.13  
12 Храм Троицы Живоначальной с. Шолья иерей Андрей Мартьянов Камбарский район, с.Шолья, ул.Октябрьская, д.6а
Каракулинский район
13

Покровская церковь, с.Арзамасцево

редположительно архитектор Ф.М. Росляков

Стоит в центре села Арзамасцево, Каракулинского района на возвышенном месте. Кирпичное и побеленное здание было сооружено рядом со зданием старой деревянной церкви (не сохранилась, 1812 года постройки.)

Строительство велось на землях и пожертвования  купцов Машковцевых.

По объемной композиции и системе фасадного декора Покровскую церковь можно отнести к одному из вариантов повтора аналогичных зданий губернского архитектора Ф.М.Рослякова.  Хороший пример характерного для данного региона небольшого сельского храма в формах раннего классицизма. Ярусная композиция здания состоит из небольшого кубовидного объема четверика (не сохр.) увенчанного световым барабаном с купольной кровлей и главкой на восьмигранном основании. Примыкающие к четверику объемы суженной полукруглой апсиды и обширной трапезной понижены.

Фасадный декор в духе раннего классицизма включает: боковые пилястровые портики четверика с треугольными фронтонами; пилястры, фланкирующие выпущенные углы объемов; парные пилястры на устоях колокольни и французский руст притвора. Разнообразные ниши, полочки, накладные доски и развитые карнизы усиливают пластичность декора.

Покровская церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 октября 1940 г. Здание передано под культурно — просветительное учреждение.

Протоиерей Евгений Ядров Каракулинский район, с.Арзамасцево  
14

Храм Вознесения Господня с. Галаново

с. Галаново Сарапульского уезда. Вознесенская церковь (1794 г.)

Приход с. Галаново открыт по указу Св. Синода от 26 мая 1794 г. № 740 в составе д. Галановой, ранее входившей в приход Николаевской церкви с. Березовское.

21 июня 1794 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота № 1214 на строительство деревянной церкви в честь Вознесения Господня с приделом в честь Св. Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Придельный храм был освящен 22 октября 1794 г., главный храм – Вознесенский – освящен 22 октября 1801 г. Церковь существовала до 1828 г.

6 октября 1815 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма. Строительство началось в 1819 г. на средства прихожан, а богослужение – с 25 января 1829 г. В храме 3 престола: главный – Вознесенский, в теплой церкви – правый – в честь Св. Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, левый – в честь Богоявления Господня.

В состав прихода в 1877 г. входили: с. Галаново, д. Сухарева, д. Кувтина, д. Цыгвинцева, д. Опары, д. Пестерево, поч. Хлыстов (Вечтомы), д. Плоская, поч. Килин.

В 1869 г. при церкви создано церковно-приходское попечительство.

Вознесенская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 18 декабря 1941 г. Здание предполагалось снести.

иерей Иоанн Малоземов Каракулинский район, село Галаново, ул.Азина, д.16в  
15 Храм Рождества Христова д. Быргында иерей Николай Бабуркин. Каракулинский район, село Быргында,  
  Малопургинский район
16

Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь. Петропавловская церковь, с Норья

Освящённа 18 ноября 1893 года.

В 1991 году Петропавловская церковь была возвращена верующим, а в 2003 году из села Русский Пычас в село Норья был переведён женский монастырь и приход храма преобразован в Мало-Дивеевский Серафимовский монастырь

игумения Зоя (Абдрахманова) Малопургинский район, село Норья, ул.Муш, д.3
  Можгинский район        
17

Храм Александра Невского с. Русский Пычас

Приход с. Русский Пычас открыт по указу Св. Синода от 24 марта 1887 г. № 980. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Норья, Александровское и Нылга-Жикья, в 1890 г. в состав прихода входили:  д. Русский Пычас, д. Вотский Верхний Лоллез, д. Кизварь, д. Русский Верхний Лоллез, поч. Верхний Пычас, д. Вытчан-Сырьез, д. Вотский Уленвай, д. Ситась, поч. Викульский, д. Русский Уленвай, поч. Петропавловский, д. Кумырса, поч. Тарасово, д. Русский Лоллез.

Деревянная церковь перевезена из с. Нылга-Вамья и построена в 1890 г. с одним престолом. Освящена в честь Св. Благоверного Князя Александра-Невского   25 мая 1890 г.

Александро-Невская церковь была бездействующей с 1941 г. и на основании постановления СНК УАССР от 1 июня 1945 г. открыта вновь.

игумен Вениамин (Крюков) Можгинский район, с. Русский Пычас  
18

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Нынек

Приход в селе Нынек был открыт по указу Святейшего Синода от 26 октября 1898 г. И в этом же году по заказу Епархии губернский архитектор И.А. Чарушин выполнил проект каменной церкви. Строительство велось на средства прихожан и елабужского благотворительного комитета, возглавлял который купец Ф.Г. Чернов. В 1908 году храм был открыт и освящён в честь и во славу Введения во храм Пресвятой Богородицы.

29 мая 1940 г. церковь была закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР. До 2007 г. в здании размещался поселковый дом культуры.

С 2007 г. ведётся реставрация лицензированной организацией («Архитектоника»).

иерей Валерий Лысов. Можгинский район, с. Нынек, пл. Центральная, д.5,  
19

Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой “Казанская” села Можга

Приход села Можга открыт 3 июня 1751 года, деревянная церковь освящена Митрополитом Казанским Лукой 30 ноября 1754 года во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1791 году село передано в Вятскую епархию. В 1816 году дана храмозданная грамота на строительство каменного храма с двумя приделами. 9 июля 1844 года освящен первый престол теплой каменной церкви — в честь Святого Николая Чудотворца, правый престол теплой церкви освящен в 1846 году в честь святителя Василия Великого. Холодная церковь освящена 21 октября 1862 года во имя Казанской иконы Божией Матери.

иерей Николай Ангелич. Можгинский район, с. Можга, ул.Можгинская  
20

Свято-Никольский храм села Поршур

В 1862 году в Поршур перевезли деревянную церковь из села Можга. В 1863 году церковь была освящена в честь угодника Божия святителя Николая Чудотворца. В 1884 году эту церковь перевезли в Асаново, а в Поршуре построили новую, тоже деревянную, и в 1889 году эта церковь была освящена также в честь Николая Чудотворца.

протоиерей Феодор Мурин Можгинский район, с. Поршур  
21

Храм Троицы Живоначальной с. Большая Уча

Приход села открыт по указу Священного Синода от 10 апреля 1836 года № 3941. В его состав вошли селения: с. Большая Уча , д. Большая Сюга, д. Березек, поч. Мальчиков, д. Кельвай Уча, д. Сундо-Уча, д. Шидлуд-Сундо-Уча, д. Крымбаево, д. Камыжлы, поч. Токмак, поч. Чужьем, д. Ломеслуд, д. Лайлуд, д. Пазял-Зюмья, д. Ключи, поч. Полянский.

14 ноября 1836 года Вятской Духовной Консисторией была выдана храмозданная грамота на строительство каменной церкви с двумя приделами.

В 1837 году была куплена деревянная церковь в селе [ Вавож ] на средства прихожан и освящена во имя Святой Троицы. 10 декабря 1839 года церковь сгорела. В 1840 году вновь построена деревянная церковь и тоже освящена в честь Святой Троицы. 8 июля 1853 года заложен фундамент каменнного храма и в 1864 году строительство его закончено. Храм построен по проекту петербургского зодчего Тона Константина Андреевича в русско-византийском стиле. В храме было устроено 3 престола. В тёплом храме правый придел 25 января 1865 года освящён в честь Сретения Господня, левый придел освящён 3 декабря 1865 года в честь Архангела Михаила. В холодном храме главный придел освящён во имя Святой Троицы 28 июня 1878 года.

В 1846 году открыта церковно-приходская школа. В 1868 году – церковно-приходское попечительство.

Свято-Троицкая церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 апреля 1939 года. Здание передано под клуб.

В 1991 году вновь возобновились службы в храме, вначале только в притворной его части, в здании продолжал работать клуб.

иерей Евгений Неклюдов Можгинский район, с. Большая Уча, ул. Садовая, д.1.  
  Сарапульский район
22

Покровская церковь, село Выезд

Приход в селе Выездинское открыт 11 сентября 1837 г. по указу Св.Синода №3212. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Данилово и Кигбаево: с.Выездинское ,д.Оска,д.Юрино,д.Малая Поповка, д.Сочнева, д.Мыза, поч.Молебный, д.Старая Поповка, поч.Шадрин. В начале построена временная деревянная церковь и освящена 13 ноября 1837 г. Эта церковь действовала до 1852 г., затем перевезена в с.Чекалка. Каменная церковь построена в 1845г., на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30 сентября 1864 г., в теплой-правый — в честь Св. Апостолов Петра и Павла, освящен 28 июля 1848 г.,левый — в честь Св.мчч.Флора и Лавра, освящен 25 октября 1850 г. По указу Вятской духовной консистории от 12 мая 1871 г., при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 марта 1941 г. Здание передано под школу. В настоящее время храм находится в плачевном состоянии и продолжает разрушатся.

Не передано село Выезд, Сарапульский район