Родословная города Сарапула и его жителей

240 лет назад, в 1780 году, согласно указу императрицы Екатерины II, дворцовое село Сарапул получило статус города

Но и по сей день остается еще много вопросов: когда же на Каме возникло это поселение? был ли город на этом месте до появления села Вознесенского на Сарапуле?
Я много лет работаю в архивах разных городов России, собирая информацию о Сарапуле и его жителях, и иногда удается найти весьма интересные сведения по этой теме.
Наиболее интересные данные, с моей точки зрения, есть в отчете Сарапульского городничего секунд-майора Андрея Васильевича Дурова, где он пишет:
«Летописей и древних исторических преданий во первоначальном построении сего города и о достопамятных приключениях, а также какими народами сначала населен он был, в присутственных местах, в архивах, ровно как и у граждан-старожилов, письменных никаких нет. Может, прежде и бывали исторические описания, но по многим несчастным и пожарным случаям истребились, а ныне не имеется. А по слуху от некоторых хороших из старожилов граждан мною узнано,
что якобы сначала населяли здешние места народ вотяки и черемисы, а когда река Кама заделалась судоходною по взятии Казани и начали по ней многие народы судами проходить вниз и вверх до великой Перми, то оные народы, отдалясь в горную сторону на небольшое расстояние от Камы, где и поныне здешние – Елабожскую, Малмыжскую и Глазовскую округи — составляет большая часть вотяков. Края же Камы населяют русские народы разного чина и звания, собирающиеся из разных мест, наперво небольшими селениями, а после строили и церкви. От того времени называлось и писалось селом Вознесенским Сарапул – тож, а название Сарапул, как видно, получил по течению протекающей подле города речки Сарапулки, водою из которой некоторая часть городских жителей и ныне пользуетца. А ниже города в двух верстах Сарапулка соединяется с другою такою же речкой, называемой Малой Сарапулкою, и впадает в Каму ниже соединения их и построенной купцом Седовым мельницы пильной (по обработке древесины на водной или ветряной тяге – авт.) и мукомольной, расстоянием в 3 верстах против деревни, называемой Усть-Сарапулкой».

Казалось бы, в данном отчете нет ничего нового, позволяющего что-либо узнать о событиях давно минувших. Но в отличие от своего предшественника – городничего секунд-майора Ивана Ивановича Касиновского, составлявшего подобный отчет в 1781 году и написавшего, что, поскольку город только образован, то и истории у него летописной нет, Андрей Васильевич Дуров более обстоятельно подошел к этому вопросу и привел интересные данные: «Жители же Сарапула были просто государственныя, да бутто некоторое время то село Сарапул бывало и городом, в коем была воеводская канцелярия, и судились разныя преступники, а по криминальным делам были осуждаемы и казнены разным образом. А по какому обстоятельству и в которых годах город уничтожился, и был Сарапул опять селом – никто ясно пересказать не может. А с 725-го с продчими селениями, лежащими по обе стороны Камы реки, жители приписаны ко дворцу Ея Императорского Величества и доныне называются и пишутся дворцовыми крестьянами, кроме некоторых вышедших в купечество и мещанство…»
Во многих архивных документах догороднического периода Сарапула попадаются сведения о существовании канцелярии, занимающейся государственными вопросами.
Сохранился и документ, составленный за 30 лет до вышеприведенного, где есть: «Описание территории крепости Сарапула 1764 года, которое было составлено комиссаром Василием Мироновым, в бытность Сарапульским Управителем капитана Афанасия Воеводы Царского. В показанном селе Сарапуле, которое
стоит на берегу Камы реки на горной стороне… Город деревянный рубленой, в клети в нем четверо ворот: 1 — на площади к Каме реке; 2 — Покровские; 3 — по Казанской дороге; 4 — к речке Юрманке; 5-ые — калитка с косогору к Каме реке.
Мерою вокруг города триста девяносто семь сажен трехаршинных,
оная городовая стена и ворота весьма ветхие, и сгнили, и во всех местах развалились.
Внутри оного города церкви: 1-я — Соборная Вознесения Господня деревянная пятиглавая, под нею кладовые амбары, в которых исплат
(в оплату – авт.) в церковный доход содержится казенная соль. (Это первое встретившееся мне описание Вознесенского собора и колокольни при нем, исходя из которого, сравнивая с церквями постройки того времени, можно предположить, как выглядел этот храм до пожара 1776 года, полностью его уничтожившего – авт.). 2-я при оной же Соборной Казанской Пресвятые Богородицы деревянная зимняя, с печью, ветхая. При оных двух церквях колокольня деревянная рубленная в восмери (восьмигранная). 3-я церковь приходская во имя Леонтия Ростовскогочудотворца деревянная новая (видимо, построенная около 1760 года – авт.). 4-я Покрова Пресвятой Богородицы деревянная зимняя, с печью. При оной церкви колокольня деревянная рубленная в восмери. Подле Вознесенской со-
борной церкви на север управительский двор».

В этом документальном отрывке конкретно написано, что есть село
Сарапул, и есть деревянный город, в котором сидит воевода. Возможно, память о столь недалеких для современников городничего Дурова событиях и дала повод к легенде о некогда бывшем здесь городе?
Возможно, когда-либо и удастся приподнять занавес над данной историей, обнаружив среди архивных фолиантов новый документ, позволяющий подтвердить или окончательно опровергнуть эту версию. А пока будем придерживаться известных
фактов и отмечать 240-летие старейшего города современной Удмуртии, государственности которой в этом году исполняется 100 лет.
В следующем 2021 году исполнится 400 лет со дня первой известной нам переписи — «Дозорной книги Осипа Зюзина и Терентия Матвеева» 1621 года.
Этим последним событиям и посвящена моя новая книга «Родословие сарапульских фамилий», буквально на днях вышедшая из типографии и прибывшая в Сарапул. Книга смогла быть издана благодаря финансовой поддержке сарапульца Владимира Сергеевича Конышева.
«Родословие сарапульских фамилий» — двухтомник формата А4, первый том состоит из 868 страниц, второй — из 752 страниц, с иллюстрациями и фотографиями. В книгу вошли порядка 2500 фамилий представителей разных сословий: дворян, священнослужителей, купцов, мещан, крестьян и разночинцев. Это поколенные росписи за три столетия людей, живших в Сарапуле, основанные на документах с 1621 года по 1923 годы, а также небольшие истории о сарапульцах, и не только истории, взятые из архивных источников и предоставленные их потомками из семейных архивов и воспоминаний. Работа над этой книгой велась более десяти лет.
Хочу сразу подчеркнуть, что родословные фамилий, живших в Сарапульском уезде и не приписанных к сарапульскому обществу, в книгу не вошли.
Надеюсь, что книга позволит многимсарапульцам не только узнать родословную своих предков, но и сподвигнет к более глубокому изучению истории как своей фамилии, так и своей родины, будь то город или целая страна.
Удачи всем вам!

А. Потапов,
потомок первопоселенцев села
Вознесенского на Сарапуле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *